[сир. ], несторианский католикос (484-496), богослов и духовный писатель, воспитанник Эдесской школы. Период правления А. С. в Церкви Востока был ознаменован острым конфликтом между ним и др. видным деятелем несторианства, митр. Нисибинским Бар Саумой, к-рый после казни шаханшахом Перозом католикоса Бабая I стал фактическим главой иран. несториан. Причины противостояния были не только личного характера: в отличие от Бар Саумы, сторонника национальной изоляции Церкви Востока и противника любых контактов с Антиохией и К-полем, А. С. занимал в отношениях с Византией более умеренную позицию. Его избрание состоялось на Соборе в Бет-Лапате, созванном в 484 г. по инициативе стремившегося стать католикосом Бар Саумы. Когда участники Собора, не без давления со стороны властей, сделали выбор в пользу А. С., Бар Саума не признал это избрание, но на Соборе в Бет-Адри (484 или 485) он и его сторонники вынуждены были признать А. С. законным католикосом. Важное место в истории Церкви Востока занимает созванный А. С. в 486 г. Собор в Селевкии-Ктесифоне, где было осуждено монофизитство и принято исповедание веры, христологическая часть к-рого выдержана в духе строгого дифизитства; кроме того, была установлена обязательность брака для духовенства всех трех иерархических степеней и разрешен второй брак для диаконов и священников. Вскоре после Собора отношения между А. С. и Бар Саумой вновь обострились, и в 491 г. 2 иерарха анафематствовали один другого. Ок. 491 г. католикос был направлен шаханшахом с дипломатической миссией в К-поль, где он был признан православным. Принятие А. С. в церковное общение было воспринято обеими сторонами как уврачевание схизмы, вызванной деятельностью Бар Саумы. А. С. известен как автор полемических произведений, направленных против монофизитов, и нравственно-аскетических поучений о вере и посте. Для шаханшаха Кавада (488-496; 499-531) он перевел на среднеперсид. язык рассуждение о вере Элиши, еп. Нисибинского. Сохранившееся исповедание веры А. С. содержит старую антиохийскую христологию, без таких понятий, как взаимообщение свойств (лат. communicatio idiomatum) и ипостасное единство (греч. ἕνωσις ὑποστατική); с т. зр. акта единения 433 г. и вероопределения Халкид. Собора формальные признаки ереси в нем отсутствуют.